Традиции
© СООБЩЕСТВО "САКРАЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ"
С древности люди думали, что огонь – это подарок богов. К стихии огня относились с особым уважением и почитанием, зная её разрушительную силу. Тем не менее, наши предки чаще изображали огонь как символ созидания, видели в нём огромную животворящую силу.
Традиция
В верованиях и ритуалах, связанных с огнем, проявляется отношение к нему как к живому существу, которое требует к себе бережного и уважительного отношения, не терпит небрежения, а обидевшись, жестоко мстит.
В "Мифах русского народа" Е. Леквиевской сказано, что у восточных славян имеется целый свод предписаний, как обращаться с огнем, чтобы не разгневать его и не запятнать его чистоту. Огонь не терпел осквернения, до него старались не дотрагиваться ножом или топором, чтобы «не поранить», в него запрещалось плевать, кидать различные нечистоты. Нельзя было и заметать в печи той метлой, которой метут полы. Разжигание огня сопровождали молитвой, в этот момент прекращались ссоры и ругань. До сих пор в деревнях можно услышать, что «огонь хочет пить», и это не что иное, как напоминание о древних жертвоприношениях ему. Поэтому требуется, чтобы в негорящей печи всегда были сосуд с водой и полено дров — «питье» и «еда» для огня. Иначе огню в печи станет слишком жарко и хозяйку, не уважившую его, он может наказать пожаром или болезнью, которая в народе называется «летучий огонь» (красная сыпь на лице).
Огню приписывались очистительные и целебные свойства. На Руси было принято на все праздники, связанные с зимним и летним солнцеворотами, с днями весеннего и осеннего солнцестояния, разжигать на улице ритуальные костры. Через огонь прыгала молодежь на Ивана Купалу, а также молодые супруги на второй день свадьбы, чтобы обеспечить себе богатство и потомство. Огонь в домашнем очаге был символом счастья и богатства (недаром горящие угли у русских называют богатье, богач). В давние времена, когда в Деревнях не было ни спичек, ни огнива, а огонь поддерживали, оставляя в печи тлеющие угли, которые утром приходилось раздувать, крестьяне неохотно давали взаймы угли или горящую головню, считая, что с ними может уйти из дома удача и достаток. Особенно опасным считалось давать кому-либо огонь в начале пахоты, сева, сбора урожая, в дни рождения детей и появления приплода скота.
В народе различали четыре вида огня. Самый чистый и благотворный — так называемый живой или новый огонь — это огонь, добытый трением двух кусков дерева. Такой огонь обязательно добывали во время эпидемий и мора скота, чтобы отвратить беду. Для этого в селе гасили все без исключения печи, костры и даже лучины, так как старый огонь считался оскверненным. Затем мужчины приступали к добыванию огня первобытным способом — с помощью трения одного сухого бревна о другое. От полученного таким образом маленького пламени разводили костер, через который прогоняли все сельское стадо и перешагивали все жители села, чтобы предохранить себя и скот от заразы. От этого же пламени зажигали печи и лучины во всем селе, а также приносили огонь в церковь, потому что считали, что он угоден Богу.

Вторым по степени священности и благотворности, хотя и значительно более слабым, чем живой, — считался огонь, высеченный из огнива. Белорусы добывали огонь с помощью огнива в особо торжественных случаях, например, для приготовления свадебной пищи, даже если в доме были спички или уже горел ранее разведенный огонь. Третьим и самым обыкновенным считался огонь, зажженный спичками, — колдуны и злые люди не могут с его помощью причинять вред, поэтому отдать чужому человеку спички не считалось опасным, в отличие от огня, полученного другими способами.

Наконец, особое место занимал огонь, возникший от удара молнии. Это страшный небесный огонь, которым Бог поражает нечистую силу. Считалось, что гасить такой огонь водой невозможно — пламя разгорается еще сильнее. Поэтому пожары, случившиеся от удара молнии, гасили молоком от черной коровы, квасом или яйцами, которые бросали в пламя. Огня, возникшего от удара молнии, боялись и старались не вносить в дом.
Славянские боги
Перун
Верховным божеством наших предков был Перун, бог грома и молнии. Он обитает на небе и повелевает небесным огнем. Его оружие — камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, отчего образуется гроза.
Перун — воинственный бог, покровитель древнерусской княжеской дружины. Лаврентьевская летопись за 971 год свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном богом своим».
Сварог
Сварог (Сварожич) — бог или дух огня.
В Древней Руси он воспринимался как олицетворение стихии. В русских заговорах и других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь». Вот заклинание, которое произносили над горячими углями: «Батюшко ты, царь-огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь...» Утром, затапливая печь, хозяйка должна была перекрестить устье печи и произнести заговор: «Встань, царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи...»
Дажьбог
Дажьбог — бог, который дает благо, наделяет богатством. Это божество солнца, ибо именно солнце дает жизнь всему на земле, от него зависит урожай, а, следовательно, благополучие. Есть предположения, что жители Древней Руси считали Дажьбога своим божественным покровителем и родоначальником. В «Слове о полку Игореве» русские дважды названы внуками Дажьбога, например, когда речь идет о поражении войска князя Игоря. («встала обида в силах Дажьбожа внука»).
Жертвоприношения
Огонь жертвенный, священный, вечный. Его зажигали, поддерживали и приносили ему жертву во многих религиозных культах древних народов Ближнего Востока, у вавилонян-египтян, финикиян и евреев. Большинство культов огня были ужасающе кровавыми, например, в ацтекской религии или ханаанском культе Молоха, в жертву которому приносили детей. А в тех традициях, где огонь не являлся предметом прямого поклонения, он все же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления.
Культ Огня
Олицетворение огня и его культ несомненно вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи. Многочисленные мифы описывают огонь как исключительное достояние богов, и только с помощью похищения человек смог им завладеть. Огню приписывается очищающее воздействие, свойство уничтожать зло, болезни и злых духов.
Египет

Бог солнца, верховный бог египетского пантеона Ра присутствовал во всех сферах жизни Древнего Египта. В мире он проявлялся как солнечный свет, падающий на землю. В небесах он был солнцем. По ночам Ра перерождался в загробном мире, чтобы утром вновь явиться на Землю. Считалось, что умерший может преодолеть демоническую власть потустороннего мира, если превратится в пламя. Пламя было символом чистоты и очищения; оно изгоняло силу Сета и уничтожало зло. В египетской иероглифике огонь связан с символикой солнечного пламени и означает высокое положение и власть.
Античность

Мир — это огромное живое тело, душа которого есть творческий огонь. Согласно учению Гераклита, огонь - это основа всего сущего, первичная субстанция из которой возникла природа, вслед за тем ставшая морем, землей, воздухом и возвратившимся огнем. Огненная стихия ассоциируется с Логосом, то есть Словом, так как стала причиной движения, жизни и развития всех существующих образов материи. Огонь — атрибут всех богов-кузнецов и богов грома. Боги на Олимпе не хотели давать его людям, потому что знали - огонь даст им власть и поможет развить цивилизацию. Прометей похитил огонь на Олимпе, передал его людям и был за это жестоко наказан.
Китай

Выражение 红火 (красный огонь) означает, что твоя жизнь развивается как красное пламя. И это очень хорошо! У китайцев пламя означает присутствие божества. Огонь — это опасность, раздражение, свирепость, скорость, но в качестве духовной силы он солярен, ян. Китайцы в своих солярных ритуалах используют табличку из красного агата, которую они называют Чаиь. Это символ стихии огня. С VII века китайские империи были известны своими фейерверками – считалось, что они защищают от злых духов и отгоняют призраков.
Индия

У индусов огонь — это свет и знание, жизненная энергия мудрости. Колонна пламени и вздымающийся дым ведического бога огня Агни олицетворяет ось мира. Будучи огнем, Агни связан как с плодородием молнии, приносящей дождь, так и с домашней печью. Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами. Черный, ужасающий аспект огня символизируется Кали, которая обычно изображается в виде черной или красной фигуры с длинными клыками и языками огня, держащей атрибуты её мужа Шивы: трезубец, меч, барабан и сосуд с кровью. Кольцо пламени вокруг Шивы олицетворяет космический цикл творения и разрушения.
Индейцы Америки

В вигваме (жилище) у американских индейцев огонь занимает сакральное, центральное место - это расположение Великого Духа. Огонь является посредником между Богом и человеком. В культуре индейцев Северной Америки костер считается символом счастья и процветания, а солнце называется Великим Огнем. В их мифах особенно часто появляется мотив похищения: он приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные обычно выступают в роли культурных героев).
Саламандры
Саламандра
Ты не видишь её, в ослепительном танце огня –
Божество из могущества жаркого сердца вулкана.
Чешуя Саламандры – и нежность её, и броня…
Есть легенда о встрече - у каждого чудо-шамана…
Если образ её промелькнёт в стайке дымных колец –
Достигается в тигле волшебная точка плавленья,
И, на радость алхимикам, золотом станет свинец.
И для всех кузнецов наступает пора вдохновенья…
Только к избранным явится дивным прекрасным зверьком,
Их найдёт безотчётно, устало подсевших к камину,
Им лизнёт осторожно ладони своим языком,
Вслед за ними пойдёт, согревая дыханием спину...
Со всеми стихиями связываются различные мифические существа - элементали. По легенде, огненной стихией повелевает саламандра. Она способна даже одним своим прикосновением погасить пламя. Слово «саламандра» в переводе с греческого языка означает «живущая в огне». В давние времена её всячески почитали и изображали в виде крохотной ящерки, выпрыгивающей из языков пламени. Саламандры бывают добры и беспощадны одновременно. Могут творить как хорошее - прогонять мрак и холод, давать защиту и возможность приготовления пищи; так и зло - насылать губительные пожары, несущие опустошение и смерть. Говорят, если долго смотреть на пламя, можно увидеть в вертлявых языках танцы саламандры . Так видели наши предки на вершинах извергающихся вулканов и в самых первых кострах, разводимых с помощью искр, оставленных юркой ящеркой на вулканических склонах. Изображения быта древних людей показывают, что всюду, где возникает огонь, присутствует саламандра. Без нее ничто, нигде и никогда не загорится.
Наполнись всей мощью и силой Стихии Огня!
Made on
Tilda